УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2010 г. № 2205-р
С Т Р А Т Е Г И Я
развития морской деятельности Российской Федерации
до 2030 года
I. Общие положения
В Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) определяются стратегические цели, задачи и перспективные пути развития основных видов морской деятельности.
Стратегия направлена на обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, предусмотренных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), повышение эффективности основных видов морской деятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом.
Стратегия сформирована с учетом определенных Морской доктриной критериев эффективности национальной морской политики - степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики, степени реализации торговым, рыбопромысловым, научно-исследовательским флотом и другим специализированным флотом суверенных прав Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, свобод открытого моря в районах Мирового океана, способности военной составляющей морского потенциала России во взаимодействии с видами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями обеспечить защиту интересов и безопасность Российской Федерации.
Для реализации Стратегии необходимо сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на главных проблемах развития морской деятельности. Поэтапное разрешение этих проблем должно способствовать повышению уровня национальной безопасности государства, позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране, сохранению российских морских традиций и морского наследия, а также возрастанию эффективности функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, системы государственной безопасности, транспортной системы, продовольственного, топливно-энергетического и сырьевого комплексов с учетом их влияния друг на друга и на морскую среду.
Основные проблемы развития морской деятельности и риски определены на основе анализа современного состояния и характера ее развития, основных мировых тенденций, а также прогнозной оценки возможного развития морской деятельности.
Исходя из основных проблем развития морской деятельности и рисков применительно к функциональным и региональным направлениям национальной морской политики определены стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации согласно приложению № 1, которые представляют собой краткое описание конечных результатов, отражающих степень реализации федеральными органами исполнительной власти стратегических задач.
Прогнозные значения целевых показателей I этапа (2010 - 2012 годы) развития морской деятельности Российской Федерации определены согласно приложению № 2. Прогнозные значения целевых показателей II этапа (2013 - 2020 годы) развития морской деятельности Российской Федерации определены согласно приложению № 3. На дальнейшую перспективу для III этапа (2020 - 2030 годы) определены наиболее перспективные пути развития основных видов морской деятельности Российской Федерации согласно приложению № 4.
Достижение стратегических целей будет обеспечиваться федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти будут исходить из целевых ориентиров, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также руководствоваться федеральными целевыми и другими программами, стратегиями развития, концепциями, проектами и планами, реализуемыми в сферах их ведения и деятельности.
Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках государственных программ, включающих в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.
Основную часть проектов, связанных с развитием морской деятельности, предполагается осуществлять посредством реализации таких федеральных целевых программ, как "Мировой океан", "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (подпрограммы "Морской транспорт" и "Развитие экспорта транспортных услуг"), "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах", "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2011 годы)", а также других федеральных целевых программ, имеющих отношение к морской деятельности.
При реализации Стратегии предполагается последовательное выполнение проектов, осуществляемых на функциональных и региональных направлениях морской политики, их согласование с целевыми показателями, предусмотренными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, другими документами, определяющими перспективы социально-экономического развития страны, а также координация действий органов государственной власти, участвующих в реализации Стратегии.
II. Основные проблемы развития морской деятельности
Стратегия в первую очередь направлена на достижение целей национальной морской политики, непосредственно связанных с социально-экономическим развитием Российской Федерации, обеспечением ее государственного суверенитета в территориальном море и внутренних водах, реализацией юрисдикции и защитой суверенных прав на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, обеспечением безопасности морской деятельности, включая экономическую безопасность, использованием Российской Федерацией свобод открытого моря.
В Стратегии выделяются следующие основные проблемы и риски:
недостаточное участие морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, в обслуживании российской грузовой базы, что снижает эффективность транспортной системы страны в целом и ставит Российскую Федерацию в зависимость от иностранных государств, обладающих конкурентоспособным морским транспортом;
малая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в мировом торговом флоте, слабое участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках (между портами иностранных государств);
значительное отставание от принятых норм уровня удовлетворения физиологических потребностей жителей Российской Федерации в протеине морского происхождения, отрицательно влияющее на качество и продолжительность жизни населения;
высокий уровень экономических потерь от незаконной эксплуатации и реализации в иностранных портах водных биологических ресурсов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
тенденция к истощению месторождений углеводородов на территории Российской Федерации, определяющая необходимость включения в хозяйственный оборот запасов континентального шельфа Российской Федерации. Дефицит энергомощностей, недостаточность научно-технической базы разработки новых методов и средств для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, сдерживающие освоение месторождений полезных ископаемых и развитие береговой инфраструктуры, включая морские и речные порты;
длительная стагнация производства, повлекшая за собой потерю большинства секторов внутреннего и внешнего рынков российского судостроения;
недостаточный уровень военной защищенности национальных интересов, связанных с реализацией суверенитета, суверенных и иных прав Российской Федерации в Мировом океане, а также безопасности морехозяйственной и других видов деятельности, военной безопасности страны с океанских и морских направлений;
отставание развития транспортной инфраструктуры от темпов включения в хозяйственный оборот запасов углеводородов континентального шельфа Российской Федерации, недостаточное навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности, в особенности в арктических районах и районах, отдаленных от морских портов;
сокращение комплексных экспедиционных научных исследований в ключевых районах Мирового океана, необходимых для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов;
увеличение интенсивности судоходства, активизация разведки и добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации, строительство нефтяных терминалов и увеличение перевозок нефти морем, требующие усиления мер по обеспечению безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов, в том числе в сотрудничестве с сопредельными государствами и международными организациями, действующими в этой области;
недостаточный уровень развития информационного обеспечения морской деятельности на основе систем, комплексов и средств различного подчинения, их интеграции и рационального использования;
возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и не отвечающее современным требованиям оснащение контролирующих органов техническими средствами морского экологического контроля и надзора;
необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности комплексным подходом.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Стратегии развития морской
деятельности Российской Федерации
на период до 2030 года
Стратегические цели, задачи и целевые показатели
развития морской деятельности Российской Федерации
Стратегические цели |
Стратегические задачи |
Целевые показатели, ответственные исполнители |
---|---|---|
|
|
|
1. Повышение конкурентоспособности российского морского транспорта на рынке морских перевозок |
повышение конкурентоспособности транспортного флота, эксплуатирующегося под Государственным флагом Российской Федерации, совершенствование российского международного реестра судов с целью упрощения регистрации судов в нем и уменьшения |
доля перевозок национальных, внешнеторговых и транзитных грузов судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, в общем объеме перевозок (процентов) (Минтранс России)
суммарный тоннаж судов, плавающих под Государственным флагом |
|
административных (включая налоговые и таможенные) барьеров |
Российской Федерации (млн. тонн) (Минтранс России)
|
|
|
средний срок эксплуатации судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (лет) (Минтранс России)
|
|
повышение конкурентоспособности действующих и строительство новых морских портов на территории Российской Федерации |
доля перевалки экспортно-импортных грузов в морских портах Российской Федерации в общем объеме грузов (процентов) (Минтранс России)
|
2. Насыщение российского внутреннего рынка рыбопродукцией отечественного производства, повышение эффективности использования судов рыбопромыслового флота |
увеличение добычи (вылова) российскими судами, в том числе в исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных и открытых районах Мирового океана, а также развитие рыбоводства (аквакультуры) и товарного рыбоводства |
объем добычи водных биологических ресурсов (млн. тонн) (Росрыболовство)
|
доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке в общем объеме рыбной продукции (процентов) (Росрыболовство)
среднедушевое потребление рыбной продукции (килограммов) (Росрыболовство)
|
||
|
сохранение водных биоресурсов |
прирост выпуска молоди промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища (процентов) (Росрыболовство)
|
|
увеличение загрузки производственных мощностей и терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах |
рост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов (процентов) (Росрыболовство)
рост объема отгруженной рыбной продукции в натуральном выражении (тыс. тонн) (Росрыболовство)
|
3. Совершенство-вание системы защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также российской части Каспийского и Азовского морей и их природных ресурсов, усиление контроля за |
обновление и наращивание на долгосрочной основе корабельного состава Береговой охраны ФСБ России, способного действовать в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами (в ближней морской зоне)
проектирование и строительство патрульных судов Росрыболовства, способных действовать в конвенционных районах рыболовства, за пределами |
доля прироста потенциальных возможностей боеготового корабельного состава Береговой охраны ФСБ России в общем (ФСБ России)
количество построенных патрульных судов Росрыболовства (единиц) (Росрыболовство) |
проведением промысла в конвенционных районах рыболовства |
исключительной экономической зоны (дальняя зона) |
|
|
обеспечение присутствия кораблей Береговой охраны ФСБ России в районах интенсивного рыболовства, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации
обеспечение присутствия патрульных судов Росрыболовства в районах действия международных соглашений в области рыболовства, подписанных Российской Федерацией
|
доля районов интенсивного рыболовства, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в которых обеспечивается систематическое присутствие кораблей Береговой охраны ФСБ России, в общем количестве районов (единиц) (ФСБ России)
выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям в области рыболовства (процентов) (Росрыболовство)
|
|
развитие средств комплексной системы освещения надводной, подводной и воздушной обстановки на акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации |
доля площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, а также российской части Каспийского и Азовского морей, охваченная физическими полями систем наблюдения ФСБ России, в общей площади акваторий (процентов) (ФСБ России) |
4. Интенсификация освоения Российской Федерацией шельфовых месторождений минеральных и энергетических ресурсов при создании механизмов выполнения международных обязательств России по защите морской среды |
увеличение производства отечественной промышленностью современных технических средств и оборудования для разработки морских месторождений полезных ископаемых
развитие энергомощностей в приморских арктических и |
количество технических комплексов, производимых на отечественных предприятиях для освоения морских нефтегазовых месторождений, включая морские платформы и подводно-надводные комплексы (единиц) (Минпромторг России)
количество плавучих атомных энергоблоков, производимых на отечественных |
|
дальневосточных регионах на базе плавучих атомных теплоэлектростанций и альтернативных источников энергии с целью освоения месторождений полезных ископаемых, развитие береговой инфраструктуры, включая морские порты
|
предприятиях (единиц) (Минпромторг России) |
|
увеличение объемов добычи углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации |
доля углеводородных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в общем объеме добычи углеводородов (процентов) (Минэнерго России)
|
5. Удовлетворение потребностей государства и предпринимателей в современной продукции судостроения отечественного производства
|
комплексная модернизация, реконструкция и техническое перевооружение существующих судостроительных мощностей |
среднегодовое увеличение объема капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию судостроительных предприятий (процентов) (Минпромторг России) |
|
увеличение объемов выпуска судостроительной продукции с использованием современных технологий
|
увеличение объема выпуска продукции российского судостроения в денежном выражении (процентов, кратность) (Минпромторг России)
|
6. Повышение оперативных возможностей Военно-Морского Флота по обеспечению безопасности морской деятельности в важных для России районах морей и океанов |
обновление и наращивание на долгосрочной основе морских сил общего назначения, способных действовать как в морских зонах, так и в океанских районах
|
доля прироста потенциальных возможностей боеготового состава морских сил общего назначения в общем составе (процентов) (Минобороны России) |
обеспечение военно-морского присутствия в районах морей и океанов, в которых осуществляется морская деятельность Российской Федерации
|
доля выполненных дальних походов и визитов в иностранные государства кораблей и судов Военно-Морского Флота в общем объеме запланированных таких походов (процентов) (Минобороны России)
|
|
|
создание Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки в Мировом океане (ЕГСОНПО) |
доля площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также российской части Каспийского и Азовского морей, охваченная физическими полями отечественных информационных систем, входящих в ЕГСОНПО, в общей площади указанных акваторий (процентов) (Минобороны России)
|
7. Обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов |
развитие навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации |
доля районов интенсивной морской деятельности, в которых гидрографическая изученность обеспечивает безопасную и эффективную морскую деятельность Российской Федерации, в общей площади акваторий (процентов) (Минобороны России) |
|
|
доля обновленных морских навигационных карт и пособий для плавания в общей численности коллекции (процентов) (Минобороны России)
количество вновь созданных гидрографических судов и средств измерения (единиц) (Минобороны России)
|
|
|
доля средств навигационного оборудования, работающих с установленным коэффициентом исправного действия, в общем количестве средств (процентов) (Минобороны России, Минтранс России)
|
|
участие в работе Международной морской организации |
доля комитетов и подкомитетов, рабочих и корреспондентских групп, в которых принимает участие Российская Федерация, в общем количестве организаций (процентов) (Минтранс России, Минобороны России, Минприроды России)
|
|
обеспечение выполнения требований международных конвенций судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации |
доля задержаний российских судов органами государственного портового контроля иностранных государств и России за невыполнение требований международных конвенций в общем количестве заходов (процентов) (Минтранс России)
|
8. Развитие методологии и средств для комплексных исследований Мирового океана, обеспечения гидрометеорологи-ческой безопасности, возобновление экспедиционной деятельности в ключевых районах, Арктике и Антарктике |
развитие системы обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и морской деятельности Российской Федерации |
экономический эффект от использования гидрометеорологической информации (млрд. рублей) (Минприроды России)
оправдываемость штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях на акваториях морей (процентов) (Минприроды России)
|
создание многопрофильной системы эффективного наблюдения за состоянием Мирового океана и атмосферы |
количество автоматизированных стационарных комплексов, дрейфующих и дистанционных платформ морского и аэрокосмического базирования для |
|
|
наблюдений за состоянием океана и атмосферы (единиц) (Минприроды России)
|
|
|
строительство научно-исследовательских и экспедиционных судов (единиц, нарастающим итогом) (Минприроды России)
|
|
|
обеспечение государственных геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике
|
количество действующих российских антарктических станций и полевых баз (единиц) (Минприроды России)
|
|
поэтапная модернизация инфраструктуры и транспортного обеспечения Российской антарктической экспедиции |
количество введенного в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств на антарктических станциях (единиц, нарастающим итогом) (Минприроды России)
|
|
развитие научно-прикладных исследований и работ по изучению Антарктики |
количество полевых научных проектов в программе работ Российской антарктической экспедиции (единиц) (Минприроды России)
|
|
обеспечение диверсифицированного, эффективного и мотивированного научного и промыслового присутствия России в Мировом океане, особенно в высокоширотных районах и южном полушарии
|
количество комплексных морских научных и рыбопромысловых экспедиций (единиц) (Минобрнауки России, Минприроды России, Росрыболовство)
|
|
геолого-геофизические исследования дна и недр Мирового океана |
количество вновь созданных и модернизированных с использованием инновационных технологий научно-исследовательских судов (единиц) (Минприроды России)
|
9. Повышение эффективности федеральной системы поиска и спасания на море |
комплексная модернизация и техническое перевооружение существующих сил и средств системы поиска и спасания на море |
количество вновь созданных и модернизированных спасательных судов (единиц) (Минтранс России, Минобороны России, МЧС России)
|
совершенствование организации взаимодействия аварийно-спасательных служб в условиях повседневной деятельности |
доля спасательных операций на море, проведенных во взаимодействии с ведомственными спасательными службами, в общем количестве операций (процентов) (Минтранс России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России)
|
|
|
создание межведомственной автоматизированной системы информационной поддержки проведения морских спасательных операций |
количество органов управления, участвующих в проведении спасательных операций, оснащенных автоматизированными системами обмена информацией по ведомствам (единиц) (Минтранс России, Минобороны России, МЧС России)
|
10. Совершенствование информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различного подчинения |
развитие и использование единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) как базового межотраслевого информационно-технологического комплекса для информационного обеспечения |
прирост числа информационных ресурсов ведомственных, региональных и других информационных систем, интегрируемых в ЕСИМО и предоставляемых средствами системы для совместного применения (единиц) (Минприроды России, МЧС России, Минобороны России, |
|
мероприятий по реализации национальной морской политики |
ФСБ России, Минтранс России, Росрыболовство, Минпромторг России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минэнерго России)
|
11. Защита и сохранение морской среды в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации |
проектирование и строительство природоохранного флота |
количество построенных природоохранных судов (единиц) (Минприроды России)
|
совершенствование экологического контроля морских объектов |
доля проверенных морских объектов в общем количестве подконтрольных морских объектов (процентов) (Минприроды России)
|
|
выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям по предотвращению загрязнения морской среды (процентов) (Минприроды России)
|
||
12. Переход к комплексному подходу к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны путем выделения их в отдельный единый |
нормативное правовое обеспечение практики разработки и реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны
|
предложения в типовые макеты комплексных стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и программ развития муниципальных образований, обеспечивающие в качестве самостоятельного компонента разработку и реализацию программ |
объект государственного управления
|
|
комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий (процентов) (Минэкономразвития России)
|
|
разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований
|
количество приморских субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, реализующих или разрабатывающих программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий (число субъектов Российской Федерации) (субъекты Российской Федерации) |
13. Мониторинг деятельности государственной власти Российской Федерации в отношении выполнения международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания
|
постоянный контроль и проверка эффективности деятельности Российской Федерации в качестве государства флага, государства порта и прибрежного государства в отношении выполнения международных обязательств |
выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям в области торгового мореплавания (процентов) (Минтранс России, Минобороны России, Минприроды России)
|
14. Обеспечение достижения, поддержания и улучшения общей организационной деятельности и потенциала в части выполнения международных обязательств |
оценка соответствия законодательства Российской Федерации положениям международных конвенций и соглашений в области торгового мореплавания |
соответствие законодательства Российской Федерации положениям международных конвенций и соглашений в области торгового мореплавания (процентов) (Минтранс России)
положительные результаты прохождения аудита со стороны Международной морской организации (процентов) (Минтранс России, Минобороны России, Минприроды России) |